Роли каждой из этих трёх актрис были даже не второстепенными – эпизодическими. Они появлялись на экране на короткое время, и навсегда оставались в памяти зрителей.

Невозможно себе представить фильм «Белое солнце пустыни» без удивительного образа незабвенной Катерины Матвеевны, 

«Джентльменов удачи» без мамы заведующего детским садом или «Двенадцать стульев» без Фимочки Собак.

Екатерина Мазурова


Екатерина Мазурова.

У неё не было актёрского образования, зато был самобытный талант и желание играть. Она начинала свою творческую деятельность в роли заведующей рабочим клубом, а потом играла на сцене Шуйского театра, в театрах в Ярославле и Иваново, выступала перед бойцами на фронте после отказа эвакуироваться из Москвы в годы войны. 20 лет проработала в Театре на Таганке. Она могла бы играть и дальше, если бы не два инфаркта, значительно подкосившие здоровье Екатерины Яковлевны. Уйдя со сцены в 1953 году, не смогла долго сидеть, сложа руки и на приглашение сняться в кино, посомневавшись, ответила согласием.

Екатерина Мазурова, кадр из фильма «Инженер Прончатов», 1972 год.

Снималась довольно много, но роли были, в основном, эпизодическими. Однако актёрский талант Екатерины Мазуровой проявлялся в них в полной мере. Она неподражаемо сыграла бабушку Кости Иночкина в дебютной картине Элема Климова «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён», маму заведующего детским садом в «Джентльменах удачи», жену Ивана Савича в «Дело было в Пенькове» и ещё множество колоритных персонажей. При этом актриса никогда не жаловалась на то, что её не зовут на роли королев или аристократок.

Екатерина Мазурова и Евгений Леонов, кадр из фильма «Джентльмены удачи», 1971 год.

В 1970-е годы она увлеклась музейным делом и стала всё своё время отдавать ему. Помогала в создании краеведческого музея, а после почти всю свою богатейшую коллекцию отдала ему. Любовь к антиквариату Екатерина Яковлевна унаследовала, видимо, от отца. Сама с 1930-х годов собирала антиквариат. Казалось, у неё был внутренний дар, позволявший на глаз отличать копию от подделки.

Екатерина Мазурова, кадр из фильма «Когда деревья были большими», 1961 год.

До конца жизни она оказывала помощь Шуйскому литературно-краеведческому музею, передав ему в дар больше тысячи экспонатов. При этом никогда в жизни ничего не просила для себя лично. И смогла остаться нужной и востребованной даже отойдя от всех дел в середине 1980-х. Скончалась в октябре 1995 года в Москве.

Галина Лучай


Галина Лучай, кадр из фильма «Белое Солнце пустыни», 1969 год.

Она снялась в кино один-единственный раз, в роли той самой Катерины Матвеевны, которая сделала образ товарища Сухова в «Белом солнце пустыни» столь живым и притягательным. Она в жизни совсем не была похожа на свою героиню, даже пышнотелость её была результатом работы костюмеров. Чтобы придать красавице округлые формы, приходилось пришивать к костюмам специальные накладки.

Галина Лучай, кадр из фильма «Белое Солнце пустыни», 1969 год.

Однако Галину Лучай, скромную красавицу, режиссеры заметили. Но на все их предложения она отвечала отказом. У неё уже была любимая работа. Она много лет работала журналистом, позже – редактором, сценаристом и ведущей на телевидении. Сняла фильм об Андрее Тарковском по собственному сценарию, где сыграла саму себя: журналистку, которая брала интервью.

Анатолий Кузнецов и Галина Лучай, кадр из фильма «Белое Солнце пустыни».

Но интересы Галины Лучай не ограничивались лишь телевидением. Уже в 1990-е годы она резко меняет сферу профессиональных интересов. Больше она не работает в телевизионной журналистике, а занимается дизайном. А несколько лет спустя, после получения второго высшего образования, становится юристом, работала в Конституционном суде.

В 2001 Галина Лучай ушла из жизни, не сумев победить онкологическое заболевание.

Вера Ивлева


Вера Ивлева, кадр из фильма «12 стульев».

Печально сложилась судьба Веры Ивлевой, сыгравшей Фимочку в «Двенадцати стульях» у Захарова. До этого актриса уже снималась в кино, работала в театре. Когда первый муж Дмитрий Ивлев потребовал от нее оставить «лицедейство», она оставила его. Когда гражданский муж Наум Маркзицер решил уехать в Америку, она снова выбрала работу на родине.

Вера Ивлева, кадр из фильма «Опасно для жизни».

Знакомство актрисы с Яковом Левитаном оказалось для неё роковым. Яков оказался очень пьющим человеком и жизнь с ним стала просто невыносимой. А ролей в театре ей давно уже не предлагали, сказывался возраст.


Вера Ивлева.

Она не могла существовать вне профессии, а потому жила будто автоматически, ничего не видя и не слыша вокруг. Из-за этого несколько раз попадала в ДТП. В январе 1999 года актриса пошла на Рождественскую службу и больше не вернулась. Её тело было найдено лишь весной, когда сошел снег. Она погибла под колёсами автомобиля, а после была спрятана в лесу.

Ольга Викланд


Ольга Викланд, кадр из фильма «Двенадцать месяцев».

В её творческой биографии было несколько главных ролей в кино, множество – в театре и несколько удивительно ярких эпизодических ролей. Ольга Викланд обладала столь могучим талантом, что могла из крохотной роди создать настоящий шедевр. Стоит вспомнить только её колоритную Атаманшу в сказке «Снежная королева».

Ольга Викланд, кадр из фильма «Снежная королева».

Она прожила яркую жизнь, принимала самое активное участие в становлении Театра имени Пушкина, где проработала много лет. Она ушла из театра после смены руководства, когда режиссёр предложит играть оскорбительные для неё роли.

Ольга Викланд.

Ольга Викланд в конце жизни сломала шейку бедра. Она понимала, что в её возрасте подобная травма уже не заживет и ей придется провести остаток дней, прикованной к кровати. Она не желала становиться обузой для близких и просто отказалась принимать еду и питье. Умерла в 1995 году в больнице.

Ирина Мурзаева


Ирина Мурзаева.

Актрису полюбили и запомнили с момента выхода на экраны фильма «Сердца четырёх», где она сыграла маникюршу. После в её фильмографии было много ярких, запоминающихся работ. Практически все роли были второго плана, а большинство и просто эпизодическими, но это не помешало актрисе стать знаменитостью.

Ирина Мурзаева.

Она служила в театре, много снималась, уже в зрелом возрасте стала одной из самых узнаваемых актрис благодаря съемкам в киножурнале «Ералаш». При этом Ирина Всеволодовна была столь открытым и добрым человеком, что к ней тянулись люди всех возрастов. Каждому хотелось получить хоть капельку тепла этой удивительной актрисы.
Скончалась Ирина Мурзаева в начале января 1988 года.
Их не считали красавицами, но обаяния им было не занимать, им не доставались главные роли, но они сумели заслужить всесоюзную славу. Их называли королевами эпизода – появляясь на экранах всего на несколько минут, они иногда затмевали главных героинь и тут же запоминались зрителям. Но почти все они чувствовали себя несчастными из-за того, что режиссеры не давали им возможности реализовать свой творческий потенциал в полной мере. И нередко это приводило к трагедиям.