13 июня исполнилось 60 лет известному актеру театра и кино Сергею Маковецкому, которого сегодня называют одним из самых высокооплачиваемых артистов. 

Популярность пришла к нему достаточно поздно – долгое время в театре ему доставались только эпизодические роли, а в кино он начал активно сниматься только после 30.

О несыгранных ролях он не жалеет, более того, часто сам отклоняет предложения режиссеров: некоторые темы для него – табу.

Народный артист России Сергей Маковецкий | Фото: kino-teatr.ru и teatral-online.ru

Народный артист России Сергей Маковецкий | Фото: kino-teatr.ru и teatral-online.ru



Актер в молодости | Фото: 24smi.org

Актер в молодости | Фото: 24smi.org


Сергей Маковецкий родился в Киеве в 1958 г. Своего отца он не знал – тот оставил семью за несколько месяцев до его появления на свет, а вот с матерью у Сергея всегда были очень близкие отношения. В школьные годы он мечтал стать врачом – но однажды в школьном театре учительница предложила ему сыграть в спектакле по пьесе Островского «Лес». С тех пор он грезил актерской профессией, однако сразу поступить в Киевский театральный институт не удалось – получил «двойку» за сочинение. Неудача его не остановила – он устроился в театр имени Леси Украинки рабочим сцены, а через год оправился покорять Москву.

Сергей Маковецкий в 1982 г. | Фото: kino-teatr.ru

Сергей Маковецкий в 1982 г. | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Мать*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Мать*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru


Однако и тут его ждало разочарование: Константин Райкин, который был членом приемной комиссии, прервал Маковецкого, не дослушав до конца, и посоветовал навсегда оставить мечты об актерской профессии – мол, шансы у него ничтожны. Зато в Щукинском училище в его талант поверили и приняли на курс Аллы Казанской. После окончания учебы он попал в труппу театра имени Евгения Вахтангова, однако на протяжении 10 лет Маковецкому доставались только эпизодические роли.

Сергей Маковецкий в фильме *Макаров*, 1993 | Фото: kino-teatr.ru

Сергей Маковецкий в фильме *Макаров*, 1993 | Фото: kino-teatr.ru

Сергей Маковецкий в фильме *Брат-2*, 2000 | Фото: 24smi.org

Сергей Маковецкий в фильме *Брат-2*, 2000 | Фото: 24smi.org


Первый успех пришел к нему только в конце 1980-х гг. – тогда за роль в спектакле «Зойкина квартира» Маковецкий получил премию фестиваля «Московская театральная весна». В 1990-х гг., когда многие актеры остались без работы и были вынуждены оставить профессию, к Сергею Маковецкому пришла настоящая популярность. Сначала это произошло на театральной сцене, когда он стал ведущим актером театра Романа Виктюка, а затем и в кино. В конце 1980-х гг. он запомнился зрителям по фильмам «Жизнь Клима Самгина», «Посвященный» и «Мать», в начале 1990-х были «Патриотическая комедия» и «Макаров» Владимира Хотиненко. А благодаря фильмам Киры Муратовой и Алексея Балабанова Маковецкого стали называть одним из лучших актеров России.

Кадр из фильма *72 метра*, 2004 | Фото: 24smi.org

Кадр из фильма *72 метра*, 2004 | Фото: 24smi.org

Актер на сцене театра | Фото: 24smi.org

Актер на сцене театра | Фото: 24smi.org


После работ в фильмах «Мне не больно», «72 метра», «Двенадцать», «Жмурки» и «Ликвидация» Маковецкий стал одним из самых востребованных артистов. Его творческий диапазон настолько широк, что, казалось бы, ему подвластен любой образ. Однако от многих ролей актер отказывается сознательно. Ему нередко приходилось играть негодяев и антигероев, но он считает, что соглашаться воплощать на экранах образы преступников и отъявленных мерзавцев – значит, заниматься их популяризацией и заставлять зрителей понять их и проникнуться к ним симпатией. Именно по этой причине он категорически отказался играть маньяка Чикатило: «Понимаете, есть темы, которые лучше не поднимать, и есть люди, в которых не нужно перевоплощаться, ведь чем больше у вас таланта, тем сильнее вы, сами того не замечая, заставите публику полюбить вашего героя, сопереживать ему… Вы понимаете, ведь для того, чтобы сыграть некого исторического человека (не будем называть, но страшного), о котором мы с вами знаем, его же нужно оправдать, как это ни парадоксально! Иначе публика ничего не поймет».

Кадр из фильма *Гибель Империи*, 2005 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Гибель Империи*, 2005 | Фото: kino-teatr.ru

Актер на сцене театра | Фото: 24smi.org

Актер на сцене театра | Фото: 24smi.org


Есть такие роли, от которых Маковецкий отказывается не раздумывая: «Во-первых, я не стал бы сниматься в фильме, где было бы жестокое отношение к детям, к животным. Есть темы, которые меня отталкивают, и у меня были случаи, когда мне предлагали сценарий, а я отказался. Не стану я сниматься и в кино, где какая-то бесовщина замешана, темные стороны, чернота. Не хочу я вникать в эти темы. Бывает, что от тебя требуют уж слишком глубоко в себя заглянуть: чтобы сыграть персонажа, нужно открыть внутри себя двери, двери, двери… Но никогда не знаешь, что на тебя посмотрит, когда ты откроешь одну из последних дверей!». Своим принципам он не изменяет никогда – считает это залогом успеха и единственным способом не утратить самоуважения: «В кино не обо всем надо рассказывать. Я никогда не бросался на работу. Когда ее не было, а мне очень хотелось сниматься, я все равно не брался за что бы то ни было».

Кадр из фильма *Двенадцать*, 2007 | Фото: 24smi.org

Кадр из фильма *Двенадцать*, 2007 | Фото: 24smi.org

Кадр из фильма *Ликвидация*, 2007 | Фото: tele.ru

Кадр из фильма *Ликвидация*, 2007 | Фото: tele.ru

Сергей Маковецкий в фильме *Ликвидация*, 2007 | Фото: kino-teatr.ru

Сергей Маковецкий в фильме *Ликвидация*, 2007 | Фото: kino-teatr.ru


Многие режиссеры, которые работали с Маковецким, замолкали, когда он выходил на съемочную площадку, и предоставляли ему полную свободу действий. Алексей Балабанов, снявший актера в пяти своих фильмах, говорил: «На него интересно смотреть на экране. Объяснить такие вещи невозможно. Он может ничего не делать. Просто стоять. Причем на площадке часто кажется, что ничего особенного. Потом смотришь материал – и все. Разводишь руками. Потому что он именно кинематографичен. Это важно: передается человек на пленке или нет. У пленки есть такое мистическое свойство – она не всякого любит».

Кадр из фильма *Жмурки*, 2005 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Жмурки*, 2005 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Дело гастронома №1*, 2011 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Дело гастронома №1*, 2011 | Фото: kino-teatr.ru

Сергей Маковецкий в фильме *Тихий Дон*, 2015 | Фото: kino-teatr.ru

Сергей Маковецкий в фильме *Тихий Дон*, 2015 | Фото: kino-teatr.ru


Сергей Маковецкий не скрывает того, что был рад премиям, наградам и званиям, но считает «фанфары» самым сложным испытанием в своей профессии. Он уже научился спокойно относиться к похвалам и так же спокойно воспринимать критику в свой адрес: «У актера обязательно должно быть смирение. Умение не реагировать на какие-то кажущиеся мелочи. Это очень сложно. Ведь большинство актеров считают, что они заслуживают наград и почестей больше, чем кто бы то ни было». Наверное, это – еще один показатель профессионализма. Несмотря на свой успех и востребованность, он не перестает сомневаться в себе, а значит – может двигаться дальше.

Актер с женой, Еленой Демченко | Фото: 24smi.org

Актер с женой, Еленой Демченко | Фото: 24smi.org

Народный артист России Сергей Маковецкий | Фото: teatral-online.ru

Народный артист России Сергей Маковецкий | Фото: teatral-online.ru

Народный артист России Сергей Маковецкий | Фото: 24smi.org

Народный артист России Сергей Маковецкий | Фото: 24smi.org